Խնդրում եմ կարդացեք նյութը և գրեք, թե դասի նպատակը սահմանելիս ինչը կօգտագործեք, ինչը կօգտագործեք ավելի հաճախ և ինչը չեք օգտագործի:
ЛЕКЦИЯ №2 «Рекомендации по формулировке целей урока»
Мастерство целеполагания
Познавательный аспект ТЦУ
Развивающий аспект ТЦУ
Воспитывающий аспект ТЦУ
От цели к задачам…
Поставьте задачи
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
ЛЕКЦИЯ №2 «Рекомендации по формулировке целей урока»
«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто
знает, куда он идет."
Кромвель
|
Мастерство целеполагания
Целеполагание осуществляется
в трех аспектах (так называемая триединая цель урока - ТЦУ):
·
познавательный
аспект (обучающая цель)
·
развивающий
аспект
Ключевое
слово здесь "триединая". То
есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности,
не разбитая на три отдельных этапа. Цель именно триединая, то есть вы
планируете результат, в котором проявляются три вышеназванных образовательных
аспекта.
Триединая цель урока - это
заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут
им самим и обучающимися в конце урока.
Важно знать:
·
обучающая
цель формулируется через ожидаемый результат обучающихся
·
развитие
идет медленнее, чем обучение, поэтому развивающий аспект может быть
запланирован на несколько уроков
·
следует
помнить, что обучение должно быть воспитывающим (это достигается через подбор
форм организации деятельности на уроке, за счет правильного подбора содержания
урока и т.д.)
Познавательный аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он
складывается из выполнения следующих требований:
·
Учить и научить каждого ученика
самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им,
что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
·
Осуществлять выполнение
главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность,
систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
·
Формировать навыки - точные,
безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до
автоматизма.
·
Формировать умения -
сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение
деятельности.
·
Формировать то, что
обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Развивающий аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для педагога аспект
цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Первая
причина заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый
развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие студента
происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что
самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в
значительной мере как результат правильно организованного обучения и
воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока
может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для
уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из
нескольких блоков:
A.
Развитие речи:
Обогащение
и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые
знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи
(экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися художественными
образами, выразительными свойствами языка. Это показатель интеллектуального и
общего развития ученика
B.
Развитие мышления
Очень
часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить обучающихся
мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение
мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет
достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
Воспитывающий аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее обучение не может
не быть воспитывающим, "учить и воспитывать - как "молния" на
куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением
замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в
уроке".
Урок обладает возможностями влиять на
становление очень многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект
должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов
обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для
осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических,
патриотических, экологических и других качеств личности. Он должен быть
направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям,
высокого чувства гражданского долга.
От цели к задачам…
В отличие от цели, задачи
урока призваны детализировать её,
«разбить» на конкретные пути достижения.
Образцы формулировки
некоторых образовательных задач:
·
выяснить основные отличия…
·
раскрыть особенности…
·
продолжить формирование навыков работы с
документами..
·
развивать умения высказывать свою точку
зрения…
·
формировать у обучающихся умения
выделять главное, работать по плану и т.д.
Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:
·
развивать организаторские качества;
·
развивать инициативу творчества и т.д.
Образцы
формулировки некоторых развивающих
задач:
·
развивать критическое мышление;
·
развивать умения вести диалог;
·
развивать логическое мышление;
·
развивать элементы воображения и т.д.
Поставьте задачи
·
Задачи – это конкретные шаги или этапы
на пути достижения вашей цели. Постановка задач требует непрерывного
исследования и принятия решений. Первым шагом оперативного планирования
является постановка задач и определение промежуточных целей, которых надо
достичь в заданный промежуток времени.
·
Чтобы эффективно управлять
производительностью, необходимо ставить правильные задачи. Эффективно
поставленные задачи определяют маршрут движения к желаемым результатам и
помогают открыть возможности создания более высокой потребительской
ценности.
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ
Образовательные
·
обеспечить знание учащимися
каких-то понятий, определений, теорем
·
обеспечить формирование
умений...
·
установить уровень знаний по
теме...
·
обеспечить обобщение
изученного материала по теме...
·
обеспечить систематизацию
изученного материала по теме...
·
обеспечить отработку умений
учащихся.
Развивающие
создать условия для:
·
развития мышления (учить
анализировать, выделять главное, сравнивать, строить
·
аналогии обобщать и
систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия,
ставить и решать проблемы);
·
развития элементов
творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
·
развития мировоззрения;
·
развития навыков устной и
письменной речи;
·
развития памяти;
·
развития критического
мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
·
развития эстетических
представлений и художественного вкуса;
·
развития логического
мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей,
сравнительного анализа),
·
развития у обучающихся
исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы
познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
·
развития у обучающихся
умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
·
развития у обучающихся
коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую
речь);
·
развития у обучающихся
рефлексивной деятельности
·
развития способности четко
формулировать свои мысли;
Воспитательные
создать условия для:
·
воспитания уважения к своей Родине;
·
воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой
порядочности;
·
формирования общечеловеческих ценностей: порядочности,
тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;
·
воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих
силах;
·
воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к
учебной дисциплине, убеждая их в том,
что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
·
воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
·
подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих
качеств;
·
формирования взглядов (привычек, идей…);
·
воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения управлять эмоциями;
·
воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою
позицию, считаться с мнениями других;
·
воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического
отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций,
встреч с работниками базовых предприятий;
·
воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
·
воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах,
радоваться их успехам;
·
воспитания потребности в овладении специальными знаниями,
умениями, навыками;
·
воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные
способности;
·
воспитания умения управлять собой, своим поведением.
Գրականություն
http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/sovremennyy-urok/lekciya-2-rekomendacii-po-formulirovke
Comments
Post a Comment