Դասի նպատակը

Խնդրում եմ կարդացեք նյութը և գրեք, թե դասի նպատակը սահմանելիս ինչը կօգտագործեք, ինչը կօգտագործեք ավելի հաճախ և ինչը չեք օգտագործի:



ЛЕКЦИЯ №2 «Рекомендации по формулировке целей урока»


«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет."
Кромвель

 


Мастерство целеполагания


   Целеполагание осуществляется в трех аспектах (так называемая триединая цель урока - ТЦУ):
·        познавательный аспект (обучающая цель)
·        развивающий аспект
·        воспитывающий аспект



   Ключевое слово здесь "триединая". То есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. Цель именно триединая, то есть вы планируете результат, в котором проявляются три вышеназванных образовательных аспекта.

   Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим  и обучающимися в конце урока.

Важно знать:
·        обучающая цель формулируется через ожидаемый результат обучающихся
·        развитие идет медленнее, чем обучение, поэтому развивающий аспект может быть запланирован на несколько уроков
·        следует помнить, что обучение должно быть воспитывающим (это достигается через подбор форм организации деятельности на уроке, за счет правильного подбора содержания урока и т.д.)

 

Познавательный аспект ТЦУ

   Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
·        Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
·        Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
·        Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
·        Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
·        Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТЦУ

   Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Первая причина заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие студента происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

   Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:
A.   Развитие речи:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Это показатель интеллектуального и общего развития ученика

B.   Развитие мышления
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить обучающихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

Воспитывающий аспект ТЦУ

   По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим, "учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке".
   Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

От цели к задачам…

В отличие от цели, задачи урока  призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:
·         выяснить основные отличия…
·         раскрыть особенности…
·         продолжить формирование навыков работы с документами..
·         развивать умения высказывать свою точку зрения…
·        формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.

Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:
·        развивать  организаторские качества;
·        развивать инициативу творчества  и т.д.

Образцы формулировки  некоторых развивающих задач:
·        развивать критическое мышление;
·        развивать умения вести диалог;
·        развивать логическое  мышление;
·        развивать элементы воображения и т.д.

Поставьте задачи

·         Задачи – это конкретные шаги или этапы на пути достижения вашей цели. Постановка задач требует непрерывного исследования и принятия решений. Первым шагом оперативного планирования является постановка задач и определение промежуточных целей, которых надо достичь в заданный промежуток времени.
·         Чтобы эффективно управлять производительностью, необходимо ставить правильные задачи. Эффективно поставленные задачи определяют маршрут движения к желаемым результатам и помогают открыть возможности создания  более высокой потребительской ценности.

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ

 Образовательные

·        обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем
·        обеспечить формирование умений...
·        установить уровень знаний по теме...
·        обеспечить обобщение изученного материала по теме...
·        обеспечить систематизацию изученного материала по теме...
·        обеспечить отработку умений учащихся.

 

Развивающие

создать условия для:
·        развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить
·        аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);
·        развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного  воображения, смекалки);
·        развития мировоззрения;
·        развития навыков устной и письменной речи;
·        развития памяти;
·        развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
·        развития эстетических представлений и художественного вкуса;
·        развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),
·        развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
·        развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
·        развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
·        развития у обучающихся рефлексивной деятельности
·        развития способности четко формулировать свои мысли;

Воспитательные

создать условия для:
·        воспитания уважения к своей Родине;
·        воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
·        формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;
·        воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
·        воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной  дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
·        воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
·        подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
·        формирования взглядов (привычек, идей…);
·        воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения  управлять эмоциями;
·        воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;
·        воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;
·        воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
·        воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
·        воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
·        воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
·        воспитания умения управлять собой, своим поведением.






Գրականություն
http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/sovremennyy-urok/lekciya-2-rekomendacii-po-formulirovke




Comments